Уроки Великих Мастеров (часть 8)

ГДЕ СЛЕДУЕТ ПОМЕЩАТЬ УМ?

Если ты сосредоточишься на движениях противника, твой ум будет пленен ими. Если ты сконцентрируешь свой ум на мече противника, твой ум будет пленен им. Если ты отчаянно будешь пытаться поразить врага, твой ум будет пленен мыслью об ударе. Если ты поместишь ум в своем собственном мече, твой меч пленит тебя. Если ты упорно продолжаешь считать, что ты не должен быть ранен, твой ум пленит эта мысль. Если ты поместишь ум в стойку противника, твой ум займет стойка про­ тивника. Похоже, не существует места, в котором уму следует находиться постоянно.

Если ты направишь свой ум на что-либо вне тебя, он будет пленен этим и ты потерпишь поражение. Поэтому некоторые учителя говорят, что следует «опустить ум» в точку ниже пупка и держать его там, двигаясь в ответ на движения противника. Это хорошая мысль, однако, исходя из высшего состояния ума в буддизме, держать ум ниже пупка — относительно низкий уровень разви­ тия сознания, который не может быть назван оконча­ тельным. Это просто еще одно состояние ума, которое

помогает овладеть определенным уровнем мастерства и соотносится с состоянием «кеи» («почтения»). Когда Менциус (Мен-цзы) говорил о том, чтобы «вернуть освобожденный ум» (ум, отделившийся от тебя), он имел в виду данный уровень сознания, но это, как уже было сказано, не высшее состояние.

Я уверен, ты разберешься в понятии «освободивше­ гося ума», прочитав остальные главы. Если ты опустишь ум вниз и будешь держать его ниже пупка, твое созна­ ние будет пленено мыслью о том, чтобы не допустить «побега» ума. Ты не сможешь делать ничего другого, и движение ума будет ограничено.

Если удержание ума ниже пупка лишает тебя сво­ боды движения, то какую же часть тела избрать для местопребывания ума? Если ты поместишь его в пра­ вую руку, то сосредоточишься на правой руке и тело не сможет двигаться свободно. Если ты поместишь ум в глаза, он пленится глазами и движения всего тела бу­ дут скованы. Если ты поместишь его в правую ногу, он застынет на правой ноге, и снова тело будет испытывать трудности при движении. Если ты пытаешься поместить ум в какую-то одну точку, то во всем остальном про­ странстве он будет отсутствовать.

Куда же следует тогда помещать ум? Вот мой ответ: ты не должен помещать ум никуда — тогда он расши­ рится и заполнит все твое тело.

Когда нужны руки, твой ум будет служить рукам. Когда нужны ноги, ум будет служить ногам. Когда нужны глаза, ум будет служить глазам. Поскольку ум распро­ странится повсюду, он может присутствовать везде, где он необходим, и действовать также по мере необходи­ мости.

Если ты выделишь какую-то одну цель для своего ума, он будет пленен этой целью и станет бесполезным. Когда ты думаешь, твой ум захвачен твоими же мыслями. Отбрось любые мысли и суждения — отбрось весь свой ум. Если ты не будешь пытаться держать ум в каком-то одном месте, он распространится на все тело и в любой момент будет готов служить тебе.

Если ум не помещен в одну точку, он находится везде

Помещение ума в одну точку — это признак нездо­ ровой односторонности или пристрастия («хен»). Подо­ бающее состояние ума — то, в котором ум не концент­ рируется на одной стороне, но проникает во все тело и расширяется во всех направлениях. Когда ум прости­ рается в одном направлении, его не хватает во всех дру­ гих направлениях; это называется «хенсин» — односто­ ронний или подверженный предрассудкам ум. Предрас­ судки такого рода вызывают справедливую ненависть. Любые жесткие условия приводят к ограниченности и уводят с верного пути.

Если ты не думаешь о том, куда поместить свой ум, он расширится и распространится повсюду. Не помещая ум куда-либо, двигайся вместе с противником и исполь­ зуй ум соответствующим образом — в каждый отдель­ ный момент в каждом отдельном месте. Если ум охва­ тил все тело, то в момент, когда тебе нужны руки, ты сможешь использовать ту часть ума, которая уже находится в руках; когда должны двигаться ноги, ум уже там. Кроме того, если ум «привязан» к одной точке, его придется «вытаскивать» оттуда, когда он потребу­ ется в другом месте. Это связывает твое внимание, и ум становится бесполезным.

Если ты пытаешься удерживать свой ум, как кота на поводке, твой ум пленится твоим телом. Если ты дашь уму свободу перемещений внутри тела, он никуда не убежит. Суть всех тренировок — не в том, чтобы оста­ навливать ум в одной точке. Если ты никуда не поме­ щаешь ум, он находится везде. Не зафиксированный в одном направлении, он может действовать во всех на­ правлениях.

 

Изначальный ум подобен воде,
заблуждающийся ум подобен льду
«Хонсин» («изначальный ум») никогда не остается в одной точке, а распространяется по всему телу. «Мосин» («заблуждающийся ум») приведен в смятение одной мыслью и застывает на одном месте. Когда изначальный ум сосредотачивается на одной точке, он превращается в заблуждающийся ум. Важно не потерять состояние изначального ума, иначе в некоторых ситуациях твой ум окажется бесполезен.

Изначальный ум подобен воде, а заблуждающийся, застывший в одной точке ум подобен льду. А ведь вода и лед по своей сути — одно и то же. Ты не можешь умыть лицо и руки льдом, но если ты растопишь лед и позво­ лишь воде спокойно течь, ты можешь омыть ею все тело. Если ум застывает в одной точке, им нельзя пользоваться свободно — точно так же как ты не можешь умыться льдом. Растопи лед, ощути, как вода словно распрост­ раняется и течет сквозь твое тело. Используй свобод­ ный ум («хонсин»).

 

 

Обретение состояния «мусин»

Ум «мусин» («без ума») схож с «хонсин» — изначаль­ ным умом. Он не застывает и не останавливается, не содержит мыслей или суждений. Он не находит себе приюта нигде, но свободно распространяется в теле. Если ум останавливается, возникают мысли. Если ум не останавливается, сохраняется пустота; это ум «мусин». Это состояние также называют «мусин мунен» («без ума, без мыслей»).

Если ты сможешь достичь состояния «мусин», твой ум будет отзываться на все, но ни на чем не останавли­ ваться. Это подобно тому, как если бы ум постоянно тек сквозь тело, подобно воде. В этом состоянии ты можешь действовать свободно в любой нужный момент.

Ум, прикованный к одному месту, не может двигаться свободно. Колесо вращается, потому что не прикреплено к оси намертво. Точно так же обстоит дело и с умом.

Если в твоем уме есть мысли, ты не сможешь услы­ шать другого, даже если стараешься слушать, потому что твой ум занят собственными мыслями. Если твой ум подавлен влиянием мыслей, ты будешь слушать — и не слышать, смотреть — и не видеть. Это происходит по­ тому, что в уме есть мысли.

Уничтожив мысли в своем уме, ты достигнешь «мусин» и сможешь двигаться свободно и соответственно ситуа­ ции. С другой стороны, намерение уничтожить мысли

становится еще одной мыслью. Если ты не стараешься думать об этом специально, мысли растворятся естествен­ ным образом. При регулярной длительной практике такого подхода ум, в конце концов, спонтанно достигнет состояния «мусин».

 

Используй ум, не останавливая его

Если у тебя есть намерение применить определен­ ную технику, твой ум будет захвачен этой техникой, — это касается любого замысла. И ты должен использо­ вать свой ум, не позволяя ему быть пойманным.

Чтобы с пользой действовать руками, ты должен использовать ум. Куда бы ни переместился ум, он там останавливается. Назвать мастером в любом деле можно того, кто способен использовать ум и применять технику, не останавливаясь на одной точке .

Привязанность и страдания жизни и смерти порож­ дены остановкой ума. Высшее состояние ума — то, в ко­ тором ты можешь смотреть на цветы или багряные осен­ ние листья и видеть их, не останавливая ум. Священник Дзен сказал об этом в стихах: 

Цветы не думали ни о чем, источая аромат,

Но мой ум остановился на них...

Как жаль.

Смотришь ты или слушаешь, высшее состояние — не останавливать свой ум.

 

 

Как тыква на воде

Если ты толкнешь или ударишь плывущую по воде бутылку из тыквы-горлянки, она закружится. Если ты бросишь ее в воду и надавишь на нее рукой, она вы­ скочит, повернувшись другой стороной кверху, если ты снова нажмешь — она снова ускользнет. Она никогда не останется на одном месте. Ум того, кто достиг вы­ сокого уровня сознания, не останавливается ни на мгновение, он подобен тыкве-горлянке, плывущей по воде.

 

Ум «кем» («почтения») — концентрация
на одной точке
В неоконфуцианстве понятие почтения («кеи») объясняется как сосредоточение ума в одной точке, то есть поместить ум в одну точку и удерживать его там. Если применить это к владению мечом, то, когда ты обнажил меч и наносишь удар, принципиально важно удержать ум от движения в направлении удара. Ум «кеи» особенно важен, когда ты получаешь приказы своего повелителя.

В буддизме тоже есть состояние, тождественное «кеи». В начале мемориальной службы трижды звонит колокол и руки соединяются в молитве Будде. Затем ум сосредотачивается, и внимание заостряется на одной точке. 

kei

 

ПОЗВОЛЬ УМУ ИДТИ КУДА УГОДНО

В буддизме «кеи» — не высшее состояние ума, это лишь промежуточная ступень в процессе тренировки невозмутимости ума. После многолетних тренировок можно достичь невозмутимого состояния, в котором ты сможешь послать ум в любом направлении, используя его свободно. Это высшее состояние ума, в то время как в состоянии «кеи» ум не имеет свободы. Однако многие считают, что, отпустив ум, они повергнут его в хаос, и поэтому стремятся держать его в одном месте, всегда оставаясь начеку. Такова «тренировка» невозмути­ мого ума.

Но мало толку в том, чтобы всегда пребывать в таком состоянии. Это все равно что держать кота на привязи из-за того, что он однажды поймал воробья. Привязав ум, подобно коту, ты никогда не сможешь использовать его свободно. Но если ты выдрессируешь кота, ты мо­ жешь развязать веревку и позволить коту делать то, что ему угодно, и кот сможет сосуществовать с воробьями, не охотясь на них. Ум должен быть освобожден и иметь возможность, как кот без поводка, путешествовать где ему захочется; но принципиально важно, чтобы он не останавливался на одном месте.

Применительно к стратегии это означает, что ты не должен располагать ум в руке, держащей меч. Ты дол­ жен совершенно забыть о руке и просто наносить удар. Пойми, что твой противник — ничто, ты сам — ничто, момент удара и твой меч — тоже ничто. Более того, не позволяй своему уму застрять на идее о «ничто» 

dzen

 

 

>>